Годовой план чтения Библии
Предлагаем вам скачать план чтения Библии на:

Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Поиск по сайту

Статьи


Проблема двоеверия 14.09.2013

Проблема двоеверия

В последнее время в некоторых церквах евангельских христиан-баптистов наблюдается удивительная терпимость и «широта взглядов» по отношению к чуждым нашей конфессии взглядам и практикам. Появилось немало сторонников и даже пропагандистов такой толерантности, в том числе и среди получивших богословское образование. Вот некоторые из высказываний таких пропагандистов: «В 21 веке живем, в каждой конфессии есть что-то хорошее, всех надо любить и никакую христианскую традицию не надо отрицать. Да и вообще, такие понятия как ересь и заблуждение устарели и попахивают средневековой инквизицией. В общем, был бы человек хороший, а что там у него в мозгах, не так уж и важно. Да и кто сказал, что нужно следовать только одной какой-то традиции?»

Проблема очень серьезна. На самом деле, за подобными заявлениями стоит поверхностное христианство и влияние современного светского гуманизма, проще выражаясь, греховного мира. Стоит начать с того, что существует много путаницы в вопросах свободы совести. Безусловно, каждый человек свободен выбирать те религиозные убеждения, которые желает. Христос никого не принуждал следовать за Собой, а, значит, и у нас нет права навязывать свои убеждения другим, хотя проповедовать Евангелие другим людям мы не только можем, но и обязаны. Однако свобода совести имеет отношение к избранию тех или иных убеждений, а не к человеку, который уже определился со своим выбором. Приведу простой пример. Каждый человек имеет свободу выбора спутника жизни, но, вступив в брак, он утрачивает такую свободу и должен хранить верность супругу. Точно также и с выбором вероисповедной принадлежности. Вы имеете свободу вступить в баптистскую церковь или не вступать в нее, но, став баптистом, надо быть им, и только им, а не сторонником еще какого-нибудь течения «по совместительству».

Раздвоенность мировоззренческих вопросов делает неэффективной всю духовную жизнь христианина. «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях твоих» (Иак. 1:8). Апостол Иаков сказал эти слова о людях, мечущихся между верой и неверием, но его слова применимы и в других случаях. Ведь «двоящиеся мысли» возникают во всех случаях, когда человек «сидит на двух стульях», пытаясь соединить в себе элементы двух или более несовместимых мировоззрений. Христианин должен выбрать конфессию, в которой он видит истинное понимание и применение Слова Божия, и быть верным здравому учению (2 Тим. 1:13). «Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды» (Прит. 4:26). Итак, раздвоение опасно, а твердость и последовательность в духовных воззрениях предписываются Библией. Это не означает, конечно, что верующие должны быть твердолобыми и лишенными всякой разумной гибкости, но христианин не должен быть беспринципным, а его мировоззрение размытым.

Если ты баптист, то, значит, что ты признаешь только крещение по вере (Деян. 2:41; 1Пет. 3:21), а, следовательно, не можешь принимать активное участие в небиблейской церемонии крещения детей. Если ты баптист, то, значит, ты не можешь участвовать в духовных практиках, не основанных на Библии (Прит. 30:6): иконопочитании, поставлении свечей, молитве за умерших, освящении воды, куличей и т. п. Если ты баптист, то ты веришь в то, что Христос является единственным посредником между Богом и человеком (1Тим. 2:5), а, следовательно, не видишь никакой нужды в отпущении грехов священником в православном или католическом храме. Если ты баптист, то ты не будешь принимать Вечерю в церквах с ошибочным богословием, исповедующим пресуществление (веру в превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа), так как согласно Библии мы вкушаем именно хлеб (1Кор. 11:26), а, следовательно, общение со Христом происходит на духовном уровне (1Кор. 10:16). Если ты баптист, то ты не практикуешь ненастоящего «дара» «языков», так как знаешь, что предсказание о прекращении этого дара (1Кор. 13:8) исполнилось в глубокой древности. Если ты баптист, то ты сторонишься сомнительных проявлений харизматической практики, т.к. внешняя, кажущаяся «духовность» на поверку оказывается опасной западнёй (Лев. 10:1-2). В общем, если ты считаешь, что в целом баптистское учение и баптистская духовная практика истинны, то их надо последовательно придерживаться.

Говоря о приверженности баптизму в целом, мы вполне осознаем две очевидных проблемы. Во-первых, ни одна конфессия не может претендовать на полное осознание Божьей истины. Во-вторых, у двух людей никогда не бывает абсолютно идентичных убеждений, личные убеждения всегда в какой-то степени индивидуальны. И, тем не менее, верность здравому учению (2Тим. 1:13) возможна, и евангельские христиане-баптисты всю свою историю стремились последовательно подвизаться за веру евангельскую (Фил. 1:27). Поэтому есть все основания считать баптизм наиболее верным учением, хотя и не идеальным. Кроме того, баптизм всегда допускал разномыслие по второстепенным вопросам (Рим. 14:5), но считал важным в принципиальных вещах сохранять в церквах «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3). Однако допустимое разномыслие – это одно, а беспринципное двоеверие – это совсем другое.

Члены поместной церкви должны пребывать в подлинном духовном единстве: «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собой, по учению Христа Иисуса, чтобы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15:5-6). Баптисты, соблюдающие обряды другой конфессии или следующие чуждой баптизму духовной практике, разрушают единство своих общин.

Конечно, не следует изгонять из церкви запутавшихся людей, которых можно исправить через душепопечение. Однако люди, которые осознанно сеют заблуждение в общине, находясь в состоянии устойчивого двоеверия, не должны оставаться членами церкви ЕХБ. Важно серьезно относиться к словам апостола Павла: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3:10), а также: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим. 16:17).

Любовь в христианстве имеет мало общего с гуманностью в светском понимании. Любовь Бога к нам подразумевает, что Он нас наказывает (Евр. 12:6). Любовь к детям подразумевает также обязанность для верующих родителей их наказывать (Прит. 13:24). Любовь к нашим братьям и сестрам подразумевает применение к ним, при необходимости, мер церковной дисциплины, вплоть до отлучения (1Кор. 5:3-5, 11-13).

Любовь к двоеверам не означает поощрение их позиции и примирение с их заблуждениями, способными разрушать духовную жизнь других верующих. Любя свою церковь, следует оберегать ее от тех, кто ее осознанно или невольно разрушает (1Кор. 5:6; Евр. 12:15). Конечно, если мы видим нашего брата или сестру, склоняющихся к сомнительному богословию или духовной практике других конфессий, нам следует попытаться вернуть их к истинам подлинной евангельской веры. И лишь если это оказывается невозможным, а ошибочные воззрения оказываются устойчивыми, следует откровенно поговорить с заблуждающимися об их конфессиональной принадлежности. Возможно, брат, осознав, насколько его взгляды противоречат общепринятым в баптистской церкви, пожелает присоединиться к церковному сообществу, которое больше соответствует его нынешним воззрениям. Если же он не захочет покинуть общину добровольно, то церковь может сама исключить его за ересь, бесчинство (нарушение церковного порядка) или провокацию разделения. Впрочем, мы, по возможности, должны быть долготерпеливы (1Фес. 5:14) и не начинать с крайней дисциплинарной меры. Возможно, увещание или замечание помогут исправить заблуждающегося.

В наше время, когда сами понятия добра и зла, истины и заблуждения воспринимаются как относительные, евангельским христианам-баптистам необходимо хранить себя от размытости духовных воззрений. Да сохранит нас Господь от равнодушия к истинному учению Библии и беспринципного двоеверия!

Автор: Иванов М.В.
Журнал "Христианское СЛОВО" №2, 2009


Возврат к списку...