Годовой план чтения Библии
Предлагаем вам скачать план чтения Библии на:

Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Поиск по сайту

Статьи


О кальвинистах и арминианах... 13.02.2014

О кальвинистах и арминианах...

Так или иначе, в разные времена обсуждается вопрос о предопределении. Сталкиваются, на самом деле, две, так называемые, концепции: я — за кальвинистов, я — за арминиан. Я — кальвинист, я — арминианин.

Уже сам факт, что люди причисляют себя к какому-то лагерю, к какой-то системе, к какой-то концепции богословской — это уже означаетнарушение Слова Божьего. И это не ново. Апостол Павел в своем первом послании Коринфской церкви пишет: Что это у вас там происходит? Я слышу, что у вас там делятся на группировки: одни говорят «Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов»; и он сразу ставит всё на свое место. Он говорит, что можно предпочитать одного другому, хотя и это, в принципе, неверно; может нравиться одна философская концепция или другая; может нравиться проповедь одного или проповедь другого.

Но в основе учения Евангельского лежит Христос! В основе жизни христианской – Христос! И он прямо говорит: Я положил основание, и это основание никто поменять не может. И он говорит: что это основание – Христос, всё остальное – сам смотри, как строишь. То есть Господь хочет, чтобы мы правильно оценивали свои плоды жизненные и служения, чтобы мотивы были верными, и чтобы мы не выходили за рамки евангельского учения, а, в частности, чтобы мы не выходили за рамки личности Иисуса Христа и не пытались спорить о том, что выходит за пределы Его личной жизни, Его учения, Его дела, которое Он совершил для спасения. На самом деле в истории церкви много разделений всевозможных и некоторые из них вызывают улыбку, как минимум. Например, история разделения восточной и западной церкви окончательно в 1054 году. Казалось бы, ну что могло произвести такое серьёзное разделение, что они до настоящего времени не признают друг друга церковью? Что они даже не ведут диалога.

Есть, конечно, попытки сейчас отдельные, что они пытаются встречаться, но сам факт, сам факт – христианская церковь, имеющая Слово Божье в руках, разделилась по признаку учения о «Филиокве», так называемого учения о «Филиокве», то есть учения о ниспослании Духа Святого. Одни говорят, что Дух Святой подается только Отцом, другие – Отцом и Сыном. На первый взгляд, кажется, — серьезная богословская проблема и можно спорить очень долго, с пеной у рта, доказывать один другому, что только Отец посылает Духа Святого, или Отец это делает вместе с Сыном. На самом деле для простого верующего эта тема не имеет никакого практического значения и применения. Главное для верующего – поверив в Иисуса Христа, обратившись от греховной жизни, к жизни праведной и святой, получить дар Святого Духа.

Каким образом нисходит Дух Святой? Кто именно техническую сторону этого вопроса осуществляет, никто из нас не знает, и знать не может. Мы можем спорить, имея в виду какие-то отдельные тексты Писания, мы можем делать какие-то умозаключения, но от того, что церковь разделилась, скажите: кому хорошо? Кому сегодня хорошо от того, что христианство поделилось на множество разных конфессий, течений, понятий, толков и т.д. и т.д. Кому хорошо? И одной из очередных проблем, которая всё чаще и чаще муссируется, это проблема – кто из нас кто: кто кальвинист, а кто арминианин? Я хочу сразу сказать, я – христианин. Я не кальвинист и не арминианин. Я не хочу в принципе быть последователем кого бы то ни было из людей, потому что любой человек может ошибаться, любой человек может толковать что-то неправильно. Ни один человек не имеет знания в совершенстве о Боге, чтобы утверждать безапелляционно: я знаю Бога совершенно, Он только такой, поступает только так и никаких других мнений быть не может.

Это сама по себе, скорее всего, гордыня или просто дремучее невежество. Потому что знает Бога в совершенстве только Сам Бог. Даже Иисус Христос, Божий Сын, во всей полноте обладавший Божественной природой и Божественными знаниями, будучи на земле в человеческом теле, говорил, что этого Я не знаю, это знает только Отец; этого Я не могу вам сказать, потому что это скрыто Отцом и так далее. То есть Иисус Христос, будучи здесь в земном теле не претендовал, не пытался доказывать Свою Божественную природу тем, что Он имеет особенное, какое-то необычное, более чем у Бога-Отца откровение. Фактически Он проявлял смирение. И это одна из ключевых позиций, понятий.

Сторонники той или иной концепции богословской в вопросе сотериологии или в вопросе спасения очень часто доводят себя до исступления. Разговоры превращаются, мягко говоря, из дискуссии в серьезные конфликтные разборки. Люди, глядя друг другу в глаза, что удивительно, называя каждый себя истинным христианином, даже более того, претендуя на абсолютное знание той или иной Божьей истины, они вступают в войну друг с другом, они пытаются доказывать свою правоту так, что теряют отношения друг с другом, они теряют мир. И главное – фактически они нарушают главную заповедь. Нигде не заповедано быть сторонником кальвинистской точки зрения о двойном предопределении, в частности, или арминианином, где присутствуют тоже не библейские концепции – нигде не предписано. Зато предписано: чтобы ты ни думал – принимай брата без споров о мнениях.

Принимай – это значит прими его в сердце, согласись, что это твой брат в Иисусе Христе, не пытайся ему доказывать свое представление о жизни, о Боге, о вечности и о спасении, в том числе. Где находится центр внимания, центр философии, центр богословия в вопросе спасения? Можно бесконечно спорить – спасаемся ли мы по Божьему предопределению, спасаемся ли мы через дела, можно спорить, драться, убивать друг друга, жечь на кострах, как еретиков, но Бог призывает любить другу друга. И когда два брата, наверное, искренне верующие в Господа, наверное, признающие Его господство и Его право, нарушают Его главную заповедь, чтобы между нами была любовь, при том, что у нас могут быть разные взгляды на вопрос спасения. Почему они могут быть разными? Потому что тексты Писания дают нам некоторые представления о Боге, о Его власти, о Его праве, о Его суверенности.

Некоторые тексты Писания прямо говорят о нашей ответственности, чтобы мы не только обратились к Богу за спасением под влиянием Святого Духа, но и чтобы мы прибывали в этом спасении. Более того, чтобы мы освящались, приводя себя в состояние достойное Бога, в Которого мы верим и ради Которого мы живем здесь на земле. Как правило, сторонники той или иной концепции используют разные тексты Священного Писания, и выглядит это достаточно странно. Один верующий человек, признающий власть Христа, берёт в руки Слово Божие, другой верующий, признающий власть Христа, берёт в руки Свою Библию, и они начинают размахивать, как дубинами, Словом Божиим, чтобы максимально поразить оппонента, чтобы дискредитировать его, чтобы его умалить, чтобы доказать, что он ничтожество, что он вообще никто. Вот это и есть нарушение Божьей заповеди о любви. Это и есть та сфера, куда мы перешагиваем, когда мы увлекаемся собственными мнениями. Поэтому, когда кальвинисты, так называемые, или, так называемые арминиан, или кто-то из них, использует два текста, противопоставляя их один другому. Один из них записан в послании к Римлянам в главе восьмой, послушайте, что здесь записано:

"Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" (Послание к Римлянам 8:28-32)

Странно выглядит позиция отдельных верующих, которые называют себя, так называемыми «кальвинистами», вырывать из контекста, в данном случае я говорю конкретно об этом отрывке Священного Писания, взять слово «предопределение», и вокруг этого слова развить целую богословскую теорию и открывать школы, которые провозглашают о том, что Бог суверен или суверенен, Бог абсолютной властью обладает, но никто об этом и не спорит. Я ни разу не встречал, ни кальвинистов, ни арминиан, которые спорят о Божьем праве делать всё, что Он захочет. Но Библейские тексты, много историй дают нам множество понятий о том, как Бог отменял собственные решения и заявлял прямо: если вы покаетесь, то Я отменю Моё решение о вас.

Наказание, которое Я приготовил для вас, минует вас, если вы смиритесь и покаетесь. Здесь речь идет о том, что апостол Павел объясняет не вопрос спасения и не вопрос предопределения. Он говорит о нашей уверенности в спасении! Вся эта глава говорит о том, что наша уверенность в спасении обусловлена наличием в нас Духа Святого. И в этой главе мы читаем о том, что мы, обратившись к Богу, получивши дар Святого Духа, Духа усыновления, говорим прямо, что этот самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы Божьи дети. И продолжая развивать эту мысль, он говорит, что Бог-Отец предусмотрел наше спасение, наше искупление, наше избавление в Своем Сыне.

И здесь идет текст, содержание этого текста идет о том, что Бог никак по-другому не представляет наше спасение: вне Сына нет спасения, вне Иисуса Христа нет избавления и прощения грехов, нет принятия Отцом. И дальше прямо этот же текст говорит, что если Отец не пощадил Сына Своего за нас за всех, то как Он не благословит нас в этой жизни в Иисусе Христе всеми благословениями, которые у Него есть?! На самом деле текст не так уж и однозначен, чтобы используя этот текст, говорить о том, что наше спасение предопределено Богом. Да, оно предопределено Отцом, в Сыне – аминь, и никак иначе. Но говорить о каком-то двойном предопределении, о том, что Бог предназначил одних ко спасению, а других – к уничтожению, этот текст такого содержания не имеет. Можно, конечно, придумать, что в нем такое есть, но мое убеждение, что в этом тексте нет учения о двойном предопределении.

Другой текст используют обычно арминиане, это второе послание к Коринфянам, глава пятая, здесь написано:

"Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего." (Второе послание к Коринфянам 5:14,15)

То есть на первый взгляд кажется, что какое-то противопоставление, какой-то конфликт в тексте, но это только на первый взгляд, когда у нас больное воображение. Пишет один и тот же автор – апостол Павел. Как он, будучи Божьим человеком, как он, Божий служитель, обладающий огромными знаниями, полученными от Бога, в общении с Богом, посещавший там самую высокую высоту в небесном измерении, мы даже не можем, не пытаемся считать, потому что не понимаем, где он был. Можно, конечно, спорить и об этом, на каком небе он был – в атмосфере, в стратосфере или он был ещё где-то. Можно до посинения спорить о том, какое небо посетил Павел. А он просто говорит: я слышал неизреченные слова Бога. Я получил от Бога ясное учение.

И он же заявляет в этом послании, что Христос умер за всех и, если Он один умер за всех, то мы вместе с Ним все умерли. Все кто? Кто принял Христа, как своего Спасителя и Искупителя. Мы что, считаем апостола Павла шизофреником или мы его считаем каким-то человеком непоследовательным, не адекватным, что в одном послании к церкви в Риме он пишет, что мы предопределены, а здесь он пишет, что Христос умер за всех. Хотя и в том послании, поскольку я как раз считаю его разумным, вполне адекватным, вполне последовательным. Он пишет и в том отрывке: Христос за всех умер. Он умер для того, чтобы, отдав Свою жизнь за спасение всех грешников, для искупления грехов, для обретения свободы во Христе, мы, как братья, любили друг друга, шли за Иисусом Христом и не пытались вести войну в той сфере, в которой мы мало чего понимаем.

Как говорит Слово Божие, нам приоткрыл Господь кое-что. Даже Библия нам не открывает всю полноту Божьего знания и Божьей истины. Некоторые же из людей кичатся тем, что они знают больше других. Слово Божье говорит: если у тебя такое большое знание, то оно надмевает («но знание надмевает, а любовь назидает», — Первое послание к Коринфянам 8:1), а если ты действительно христианин, живущий в страхе Божием, то такое знание смиряет, закрывает рты, превращает конфликты в мирные отношения друг с другом, умиротворяет обстановку, разрушает всю ту враждебность и настроенность, которые существуют. Поэтому я призываю не размахивать Библией в непонимании абсолютной Божьей истины, а идти навстречу друг другу.

Я представляю себе так (это простая, может быть, иллюстрация для простых верующих): вопрос спасения – это река Божия, Божьего спасения; у каждой реки есть два берега. Ближе к одному берегу – Божье Слово нам дает информацию о том, что спасение – это исключительно Божья воля, исключительно Божье действие. И я с этим согласен. И любой арминианин, читающий Библию с этим согласен, что спасение абсолютно зависит от милости Божией. Мы помилованы. Мы не заслужили спасение. И если есть какой-то христианин, который считает, что мы заслужили спасение или заслуживаем его посредством нашей добродетельной жизни, или, так называемой святой, то он сильно заблуждается. Но есть и другой берег у реки: святой, освященный однажды в Иисусе Христе, и это записано в послании к Евреям в десятой главе, там сказано, что Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых:

"Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых." (Послание к Евреям 10:14)

И этому не будет никто противоречить, с этим никто не будет спорить, но множество текстов говорят о том, что наше пребывание на земле, наше путешествие в христианском бытии, в христианском сознании здесь на земле требует от нас чистоты и святости и множество текстов говорят о нашей ответственности за то, как мы живем, будучи спасенными. И слово Божье призывает нас прямо освящаться, будучи святыми, потому что здесь на земле мы часто согрешаем, много совершаем того, что оскверняет наше естество, что оскорбляет Бога, Духа Святого в нашем сердце. Поэтому Господь призывает нас, будучи спасенными, совершать свое спасение, сохраняя себя в чистоте, в любви и в святости.

Пусть Господь дарует вам мир. И, если вы не способны любить брата с другой точкой зрения, то вы ещё младенец во Христе. Если вы не готовы принять брата, как Библия говорит: «без споров о мнениях», — значит, вы ещё не доросли до духовной зрелости. Если вы конфликтуете на основании своих верований и убеждений — вам нужно смириться перед Богом, вам нужно понять, что целостность церкви Христовой намного важней, чем, если вы докажете кому-то, что ваша концепция более правильная, чем другая.

От нас ждет Господь единства, Он требует единства, Он желает единства, Он молится о единстве, и, самое удивительное, от нас ждет окружающий мир, что мы с вами, хотя бы по признаку – кальвинист/арминианин – больше не делили церкви, не разрушали единство, не привносили раздор и разочарование. Чтобы христиане, которые приходят в наши церкви могли радоваться, что только в церкви – это единственный институт на земле, только церковь, где люди с разными точками зрения по определённым вопросам, с разным отношением к внешности, с разным отношением к музыке, с разным отношением к каким-то даже второстепенным вещам, любят друг друга, вместе поклоняются Богу и ожидают встречи с Ним на небесах. Пусть это будет благословением для нас. Да славится Имя Божие в нашей жизни, в нашем богословии, в нашем служении.

Председатель РС ЕХБ Смирнов А.В.
baptist.org.ru


Возврат к списку...